Помимо манги, аниме и японской музыки все большую популярность в мире завоевывают японские компьютерные игры.
В отличие от стран Запада (и особенно США), в японских квартирах не так уж много места, чтобы поставить там даже один персональный компьютер (многим поэтому для работы приходится довольствоваться ноутбуками), не говоря уже об отдельном компьютере для ребенка. Поэтому в основе японского рынка компьютерных развлечений лежат игры для приставок, занимающих в комнате куда меньше места.
Главной особенностью процесса написания игр под приставки является то, что приставки обычно не допускают возможности постепенной замены отдельных компонентов на более совершенные, как это происходит с персональными компьютерами. В результате невозможно добиться популярности игры исключительно за счет новых графических решений, достигаемых за счет более суровых аппаратных требований.
Как и в аниме, здесь необходимо гораздо большее, чем обычно принято в американских играх, внимание к дизайну персонажей, разработке сценария игры, проработке разнообразных мелочей - только это может привлечь покупателей к новым приставочным играм. Естественно, это влияет и на процентное соотношение различных жанров в японских играх.
Совершенно не популярны в Японии 3-D "стрелялки" (в стиле "Doom" и "Quake"), а также эмуляторы самолетов (поскольку в Японии, в отличие от США, практически невозможно купить собственный самолет).
Зато огромной популярностью пользуются всевозможные "эмуляторы жизни", близкие по строению к "играм-приключениям" (quest), - обычно это "любовные истории", в которых главный герой (реже героиня) должен, общаясь с персонажами и совершая определенные действия, решать свои любовные проблемы, скажем, влюбить в себя какую-нибудь девушку или отвергнуть ее.
Существуют и популярные среди более узкого круга "ценителей" аналогичные игры с уклоном в хентай, где девушек нужно не столько влюблять в себя, сколько склонять к сожительству. Часты в таких играх и многовариантные концовки. Персонажи, естественно, изображаются в аниме-стиле и, в последнее время, озвучиваются известными японскими актерами и актрисами. Одним из шедевров последнего времени стала игра "Sentimental Graffiti".
Не менее популярны и "ролевые игры" (RPG, Role-Playing Games), в которых игрок должен, собрав команду героев, выполнять разнообразные задания в игровом мире. Персонажи в этих играх описываются набором числовых характеристик (скажем, умением стрелять из лука, защищаться от ударов, "количеством жизни" и т.д.), которые растут в зависимости от набранного в ходе сражений опыта.
Сама идея таких игр пришла в Японию из США, но японцы и здесь добавили много своего - сложные игровые миры, заметное влияние японской мифологии и философии, большая роль для хода игры взаимоотношений персонажей, вариативность конечного результата в зависимости от действий игрока, профессиональный и нетривиальный дизайн персонажей.
Например, в создании одной из таких игр, "Chrono Trigger" - видимо, одной из лучших RPG-игр для "Super Nintendo", принимал участие знаменитый Торияма Акира, и в последнее время не он один из числа мэтров манги и аниме принимает участие в проектах такого рода.
Всегда популярными остаются также игры в автоматах, стоящих в парках развлечений, которые часто выходят и в вариантах для приставок. Одним из наиболее популярных жанров таких игр являются "боевые единоборства". Разнообразие стилей восточных (и не только) боевых искусств дает практически беспредельный материал для их обработки в играх этого направления. Здесь также царствуют богатые и необычные дизайны персонажей и нетривиальные сюжеты разнообразных "побочных" историй, связанных с личной жизнью персонажей. Очень показательны в этом отношении сериалы игр "Street Fighter" и "Tekken".
Отдельно следует указать на существование множества игр в разных стилях, сделанных непосредственно по мотивам популярных манга и аниме. Впрочем, сейчас уже иногда мангу и аниме делают по мотивам игр!
Рынок японских игр в последнее время постоянно развивается, как количественно, так и качественно. Сейчас в их создании принимают участие дизайнеры, художники, авторы сценариев, актеры, продюсеры, как прошедшие школу профессионального создания аниме и манги, так и просто выросшие на них. И это дает все основания надеяться на то, что взаимовлияние различных разновидностей японской массовой культуры будет углубляться и расширяться.