В зелёном платье с оборками и белых кружевных перчатках Нару Нарусэ выглядит как абсолютно французская служанка, несмотря на то, что территориально находится в маленьком Токио.
Магазин под названием «Candy Fruit» продаёт дизайнерские очки. Нарусэ является частью вымышленного мира в районе Токио Акихабара, где официантки и служанки в такой униформе завлекают посетителей в центры отдыха или магазины сувениров.
«Я всегда хотела такой миленький костюмчик» - говорит Нарусэ, одна из восьми девушек, работающих в «Candy Fruit». – «Теперь я могу носить его в открытую». Она отказалась назвать свой возраст, сказав лишь, что девушкам в Акихабаре всегда 17.
Причиной для всё растущей популярности феномена служанок и горничных является большое количество чудаков-интровертов, коими являются некоторые отаку. Эти личности испытывают затруднения при общении с другими людьми, а на Акихабаре столько магазинов, где «служанки» рады приветствовать своих «хозяев»…
Магазинчики для отаку торгуют видеопродукцией, мангой, фигурками из аниме, а «ожившие» персонажи только помогают посетителям ещё больше уйти от реальности и уклониться от контактов с обычными людьми,» - говорит Кейити Касивабара (Keiichi Kashiwabara), профессор философии в University of the Air.
«Множество молодых людей с головой уходят в выдуманные миры» - говорит Касивабара, чьи лекции транслируются 90 тысячам студентов из его места жительства в Чибе (Chiba).
В прошлом месяце, власти префектуры Вакаяма (Wakayama) закрыли мэйд-кафе, торгующее блинчиками с бесстыдными названиями. Кафе, к слову, находилось в государственном здании, что только усугубило конфликт. А блинчики обходились клиентам в 580 йен (Прим. пер.: или в примерно 25 грн)
«Мы полагали, что некоторые люди могут быть оскорблены», - говорит Масая Тадзири, представитель Департамента по делам культуры префектуры Вакаяма. – «К нам приезжает множество семей и семейных пар, поэтому названия наподобие «Love Love Hot Cake» несколько несоответствуют положению дел».
Девушки в таких кафе и магазинах не оказывают сексуальных услуг - по заверениям владельцев. Множество рекламных флаеров, которые можно получить в Акихабаре, ясно дают это понять.
Вместо этого переодетые девушки делают клиентам массаж, чистят уши или подают закуски, иногда они делают это, сидя у клиента на коленях. «Такие действия очень нравятся людям, испытывающим проблемы в общении и социальной адаптации, т.к. «служанки» чрезвычайно милы и послушны», - говорит Тосиё Амэмия (Toshie Amemiya), психолог и главный преподаватель в Academy of Counselors.
«Раньше люди обычно ходили в клубы и бары», говорит Амэмия. – «Но люди, выросшие на видео-играх, действительно не знают, как общаться и вести себя с другими людьми».
Тенденция началась с видео-игры «Pia Carrot», в которой игроки завязывали отношения с девицами, одетыми как официантки. Впервые «служанки» появились в кафетерии в 1998 году, в предместьях Токио. Тогда это было временное явление, но сейчас, как мы видим, явление приобрело уже более крупные и долговременные масштабы. А в то время девушки, одетые как героини игры, подавали чай в киоске Broccoli Co., токийской фирмы-создателя видео-игр. В следующем году Broccoli Co. открыла на Акихабаре свой ресторанчик.
«Идея запустить игру заново и сделать кафе с персонажами из неё – это что-то новенькое!» - говорит Рёсукэ Хирако (Ryosuke Hirako), патент-менеджер из Broccoli Co. – «Мы гордимся тем, что запустили эту тенденцию».
В 2005 году фильм «Train Man» - любовная история чокнутого инженера – частично снимался в Акихабаре, подняв тем самым её статус как «города отаку». На главной улице Акихабары Юсукэ Дайто (Yusuke Daito) сказал, что он летел с Сикоку (Shikoku) только ради того, чтобы увидеть «служанок» за работой.
«Я люблю эти костюмчики», - говорит Дайто (24 года), разглядывая, как «служанки» принимают позы для фотографий и раздают флаеры по 500 йен (около 20 грн) на специальный ланч. Его друг, отказавшийся представиться, согласно кивал.
Сакура Аримайя (Sakura Arimiya), работающая в «Candy Fruit», говорит, что она любит за чаем поболтать об аниме с её «хозяевами и хозяйками». Аримайя учится на психолога и говорит, что ей нравятся костюмы горничных, т.к. ей нравится фантазировать и делать людей счастливыми.
«Все наши клиенты – замечательные люди», - говорит она, добавляя, что зарабатывает не больше, чем можно заработать на обычной работе, т.е. около 750 йен в час (32 грн в час).
«Maid Cut Center», парикмахерская на о. Кюсю, показывает, насколько широко распространилась мэйд-тенденция. Здесь семеро девиц проводят своих «мастеров» в отдельные приватные кабинеты, а за 1000 йен (около 42 грн) «мастер» получит десятиминутный массаж, который «расслабит ваши тело и душу, когда руки «служанки» будут дотрагиваться до вас» - обещает веб-сайт магазина.
«Мы очень, очень популярны» - говорит владелица магазина, представившись как Момо, по телефону. «Большинство клиентов - мужчины», - добавляет она, сказав также, что ей 20, потому как «девицы на Кюсю никогда не стареют».
Как и множество фриков по всему миру, отаку часто характеризуются поношенной одеждой и старыми очками. «Candy Fruit» продаёт очки за 14000-59000 йен, что по нашим деньгам составит 600-2500 грн (для сравнения – в других местах Токио очки можно найти за 6000 йен, т.е. 250 грн). Одна из продаваемых моделей идёт вместе с Baltan Seijin, инопланетным чудищем, с которым боролся в своё время Ultraman на национальном телевидении.

«Некоторых из наших заказчиков вы бы назвали отаку», - говорит «служанка» Нарусэ, чьи очки имеют оправу сердцевидной формы. – «Но в новых очках они выглядят чрезвычайно презентабельно».

Источник
Автор: Tak Kumakura для The Japan Times,
Перевод: Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon