Столько страдания, боли, горя и слез, как в J-rock'е, вы не встретите больше нигде. Жанровых границ у японского рока практически не существует – в нем всё: и готика, и хард-кор, и панк... Этакий музыкальный салат. Помимо традиционных рок-гитар и ударных, в J-rock'е присутствует масса других инструментов, начиная от японских национально-культурных, и заканчивая уникальным, причудливо изогнутым «непонятно-чем» (на котором, впрочем, они еще и умудряются играть).
Попытаемся немного приоткрыть завесу тайны над удивительным феноменом японского рока с его невероятно эмоциональной окраской вокала, шокирующими визуальными образами, стилистическим разнообразием и другими национальными особенностями...
Популярность рок-музыки в Японии началась в период 60х-70х годов, прошлого уже, ХХ века. Особый восторг молодёжи того периода вызывали, в первую очередь, западные рок-команды. Свои же, японские рок-коллективы, которые начали возникать на волне всеобщего увлечения этой музыкой, особого интереса соотечественников не вызывали. Ибо подражательство ещё было основой их творчества, а оригинал, как известно, почти всегда лучше копии.
Но японская рок-сцена не собиралась сдаваться и активно впитывала всё новые и новые веяния, приходящие от заокеанских коллег по цеху. Крайне по вкусу, в частности, пришёлся J-rock'ерам сценический образ музыкантов, немного более позднего периода (группа "Kiss", или Дэвид Боуи периода "Ziggy Stardust", а также многие представители глэм-рока). А именно - странные причёски и макияж, футуристические наряды.
Однако, до "революции" было ещё далеко, и большинство J-rock музыкантов продолжали издаваться лишь на небольших тематических сборниках различных рекорд-компаний. И мечтать о всеобщей известности пока не приходилось. Всё изменилось в середине 80-х. С появлением группы X-Japan. По сути, именно они и являются первыми "настоящими J-rock'ерами". С них начался выход этой музыки из андерграунда, в котором до того момента пребывала японская рок-сцена, под свет софитов. Своим имиджем, клипами, эксцентричным поведением на концертах, они во многом определили направление дальнейшего развития рок музыки в Стране восходящего солнца. Очень может быть, что не будь "X-Japan", J-rock пошёл бы по совсем другому пути. Хотя... История не терпит сослагательных наклонений.
Какими-то неведомыми средствами музыканты X-Japan заставляли свои волосы, длиной почти до пояса, противостоять силе земного притяжения.
Но, так или иначе, японский рок сдвинулся-таки с мёртвой точки. Легенда началась.
На людей, не знакомых с J-Rock'ом и понятием "Visual Key", клипы японских рокеров производят, как правило, шокирующее впечатление. Почему? Словами это описать достаточно сложно. Нужно смотреть.
Следует отметить невероятную эмоциональную окраску голосов японских вокалистов. Некоторые из них способны петь для огромного зала без музыкального сопровождения, к примеру, Toshi из "X-Japan". Таланты, одним словом, и в этом нет ничего удивительного: в Японии на сцену за деньги не берут, и без голоса, слуха и т.п. путь туда закрыт.
Почти в каждой песне, кроме японских, есть пара английских слов (это делается тогда, когда полноценного японского аналога либо нет, либо местный вариант будет катастрофически не подходящим по рифме), которые вряд ли узнали бы сами англичане (чисто японское «а щи са» оказывается типично английским «and she said»). Также наблюдаются французский, испанский, корейский и другие языки. А вокалист "Dir en Grey" Kyo, особо одаренный японец, сподобился спеть на... русском!
Обычно аудитория наибольшее внимание уделяет вокалисту, но к J-rock'ерам это не относится. Почитатели оного знают всех членов группы по именам и не только. Например, на концерте "Malice Mizer" гитарист Mana нечаянным движением ножки (и юбочки, скрывающей эти самые ножки) заставляет музыку группы отойти на второй план, так как все внимание зрителей с данного момента уделяется исключительно ему.
Гитарист «Malice Mizer» Mana – парень! И без грима вы его не встретите даже на улице. Это при том, что все участники группы – натуралы.
Непосвященных может ужаснуть увиденное. Ребята из j-rock-групп просто обожают изощряться в одежде и не только. Своих привязанностей к платьям, гриму и всяческим «женским штучкам» они не скрывают. Персонажи J-rock'а чаще всего – женщины… но не по половому признаку.
Если вы только начинаете своё знакомство с J-Rock'ом, то будьте готовы к тому, что первое время, при просмотре клипов Visual-групп, вы не сможете сразу определить - кто в данный момент на экране - парень или девушка (на самом деле, 97% всех японских рок-групп имеет чисто мужской состав). Так что не удивляйтесь.
И самое главное - надо запомнить, что данный сценический образ музыкантов ни в какой мере не свидетельствует об их "голубых" наклонностях. (В противном случае вам придётся сделать вывод, что 90% японских рок-музыкантов - придерживаются нетрадиционной ориентации). Нужно элементарно учитывать культурные особенности Японии. Исторически сложилось так, что в японских театрах Но и Кабуки женские роли всегда играли мужчины. И сейчас считается, что передать особенности женского образа и раскрыть его в полной мере способен только мужчина. Поэтому для японских фэнов своим имиджем "вижуалисты" лишь подчёркивают артистичность своих натур. Кроме того, с точки зрения японца, мужчина с накрашенными ногтями, длинными волосами и оттенёнными глазами не "голубой", а как раз наоборот - дамский угодник.
Итак, многие J-rock-группы придерживаются стиля "Visual key" (в данном случае это следует произносить, как "Вижуал кай"). Изначально это делалось с целью привлечения к себе внимания публики (и удавалось, да и сейчас удаётся), а потом от него, зачастую, отходили или меняли.
Visual key - это обобщённое название, характеризующее стиль и внешний облик музыкантов. Как правило, это выражается в большом количестве макияжа, оригинальных сценических костюмах и устрашающем образе/имидже. Причём, в зависимости от стиля музыки, этот имидж может претерпевать изменения.
Нужно иметь в виду, что для J-rock музыкантов их внешний облик играет ничуть не меньшую роль, чем непосредственно музыка. Правильнее будет сказать, что у Visual-групп музыка и образ - это понятия равнозначные, дополняющие друг друга. Очень часто внешность исполнителей несёт некую информацию. Любое музыкальное направление рано или поздно рождает свой стиль в одежде, макияже и аксессуарах. Visual kei рассматривается как и с музыкальной, так и с визуальной стороны, - неотделимо одно от другого. Visual key как стиль представляет себе полную мешанину и в музыке, и в образах, потому что был порожден увлечением японцев музыкой и стилем западных групп совершенно различных направлений, с добавлением j-rock'a в эту гремучую смесь. Поэтому его рассматривают и как отдельный, обособленный жанр J-rock, выделяя в нем стилистические поджанры.
Nagoya kei - первоначально зародился в Нагойе, и все группы оттуда автоматически относились к nagoya kei. Характеризуется обычно выделяющимися бас-партиями, мрачным вижуалом; костюмы в темной цветовой гамме больше похожи на casual, без изысков. Примеры: Gullet, Deadman, Phobia, Lynch., デスゲイズ (Deathgaze), Gazelle и -OZ-.
Kote kei - образовано от слова "コテコテヴィジュアル系" или "コテコテ" для краткости. Означает "черезчур", "сверх меры". Это обычно очень экстремальный, готический вижуал, в стиле Матины. Примеры: вышеупомянутая Матина, Misery, Earl Grey, Metis Gretel и т.д. К современному kote kei можно причислить ранних 12012.
Oshare kei - おしゃれ - "oshare" - означает либо глагол "одеваться стильно", либо прилагательное "стильный". Жанр зародился с ростом популярности стиля decora в Японии: это и пирсинг, и яркие одежды, очки, украшения, аксессуары. Музыка скорее похожа на поп-рок/поп-панк, тексты в основном о счастливой любви, конфетах, голубом небе с белыми облачками и всякой другой милой, счастливой ерунде.
Хотя, на японской рок-сцене есть группы и вовсе не использующие Visual key. Их также не мало. А есть те, что когда-то использовали эту стилистику, а потом отказались от неё.
Кстати, "переосмыслением" заморских музыкальных идей грешили не только японцы. Мэрлин Мэнсон - яркий пример "неяпонского Visual key" (при этом необходимо сделать оговорочку: Мэнсон достаточно однообразен по сравнению с J-rock'ерами, экспериментирующими со своим обликом гораздо смелее и, главное, чаще). Мэрлин Мэнсон и Hide (тот самый, из 'X-Japan') были друзьями - и Hide подтрунивал над сценическим образом Мэнсона, "позаимствованным" у J-rock- музыкантов.
В плане музыки J-rock весьма разнообразен. Есть очень жёсткий и агрессивный гитарный хардкор, есть панк, а есть группы, специализирующиеся на романтических рок-балладах. Однако, есть во всей японской рок-музыке нечто, что выделяет её на фоне прочей мировой рок-сцены. И это не язык исполнения. Если уловить эту самую "изюминку", то вы очень быстро начнёте узнавать J-rock даже в инструментальном исполнении.
В целом, для J-rock'а характерно отсутствие каких-бы то ни было рамок. Если нужно то, кроме гитар, в композиции зазвучат национальные японские интсрументы, или неожиданно подключится электроника. Из особенностей можно выделить почти полное отсутствие повторяющихся гитарных риффов в композиции. Общий мелодический рисунок имеет тенденцию к постоянному изменению. Наличествует эффект "guitar-flow", и неклассическое использование гитар. Очень большая роль в композициях отведена бас-гитаре. Во многих случаях, основной ритм задаёт именно она. Общая структура композиции строится путём наложения звучания других инструментов на основную ритмическую линию. Для большинства J-Rock групп характерно жёсткое и агрессивное звучание - но порой музыка становится весьма нервной, "дёрганной". Хотя встречаются и баллады, и весьма грустные произведения. А иногда, с точностью до наоборот, - взрывные, весёлые композиции.
Отдельно стоит отметить вокалистов J-rock'а. В большинстве групп вокалисты просто уникальны (причём для J-rock'а это распространённое явление). Прослушав пару композиций той, или иной, команды, в следующий раз вы без проблем будете узнавать эти группы. И сможете запросто выделять их вокалистов на фоне других команд. Особенно узнаваемы по своему вокалу Kyo ('Dir~en~Grey'; сольные проекты); Hakuei ('Machine'; 'Penicillin'; сольные проекты); Hyde ('L'Arc~en~Ciel'; сольные проекты); Gackt (ex-'Malice Mizer'; сольные проекты); Hide (ex-'X-Japan'; 'Hide with Spreаd Beaver'; сольные проекты).
Большая часть J-rock клипов снимается в формате, именуемом 'PV'. Расшифровывается это как "promotional video". И играет, в первую очередь, рекламную роль. Т.е. познакомить возможного потребителя с творчеством той или иной группы/исполнителя. Клипы могут представлять собой как просто ракурсы вокалиста и группы, так и целые истории (порой, почти фильмы) с внятным сюжетом и развязкой. Жанрово - от комедии до хоррора. Некоторые клипы поражают своим замыслом и последующим воплощением.
Примерно треть названий групп - японские ('Kemuri'; 'Onmyoza'; 'Kuroyume'). Остальные названия можно условно поделить на пять категорий: первая - английские названия (как правило, это звучные или запоминающиеся слова: "Close"; "Fake?"; "Endorphine"; "Syndrome"; "Penicillin"); вторая - французские названия (тут превалируют всякие "красивости": "La'Mule"; "L'Arc~en~Ciel"; "Lareine"); третья - немецкие названия (по преимуществу, носят мрачный и угрожающий характер: "Schwein"; "Schwarz Stein"); четвёртая - названия на прочих языках (могут быть абсолютно различными); пятая - непереводимые словосочетания, либо слова не несущие особой смысловой нагрузки ("Dir~en~Grey"; "Shazna"; "Glay").
Ещё одна особенность японской рок-сцены: деление групп на "Majors" и "Indies". "Мэйджорами" именуются группы, записывающиеся и выпускающиеся на гигантах звукозаписи ("Sony", "East/West Japan"; "Ki/oon records"). "Индисы", в свою очередь, записываются и выпускаются за свой счёт. Как правило, на небольших, независимых лэйблах - или вообще своими силами. Большинство ныненшних "мэйджеров" - групп первого дивизиона J-rock'а - начинали именно как "индисы". И именно в среде "индисов" зачастую появляются самые интересные visual key-проекты, и рождается новый, революционный звук.
Сегодня найти найти J-rock музыку в Сети уже не составляет особого труда. Существуют и русскоязычные сайты, посвящённые как отдельным группам или исполнителям, так и J-rock'у в целом. Количество российских фэнов J-rock'а за последние пять лет выросло многократно. Только сами J-кock музыканты об этом, кажется, и не подозревают.
Если Вам интересен J-rock, для начала можно ознакомиться с записями таких команд и исполнителей, как "X-Japan"; "Dir~en~Grey"; "Luna Sea"; Hide; "Malice Mizer"; Gackt; "Asian Kung-fu Generation"; "L'Arc~en~Ciel"; "Plastic Tree"; "Penicillin"; Hakuei.